Карикатура.kz

Главная | О художниках | Чарльз Шульц (1923-2000)

Как всегда с большим запозданием - мы далеко живем от центра мира - пришла весть, что на 77 году жизни не стало на этом свете Чарльза Шульца - мировой легенды в среде карикатуристов.


20.03.2009 - Чарльз Шульц (1923-2000)

Шульц стал легендой не из-за популярной серии маленьких комиксов -стрипов о смешных приключениях Земляных орешков - Peanuts, которую он придумал давным-давно. Хотя сама серия и является знаменитой из-за особой недетской философии ее героев.


 


Особая популярность Шульца в его баснословных гонорарах - в течении последнего десятилетия он неизменно занимал первые места в списке журнала Forbes, посвященном заработкам художников-журналистов.


 


Причем в этих списках он всегда был первым с колоссальным отрывом от всех остальных карикатуристов. Ну, возможно ли себе вообразить, что карикатурой можно за год заработать 70 миллионов долларов!? Как-то оказавшийся вторым в этом списке Джефф Мак Нейли, политический карикатурист "Chicago Sun", заработал всего (!) 12 миллионов. А так - никто и близко не подбирался к шульцевским цифрам.


 


Скрупулезно подсчитаны -количество опубликованных рисунков знаменитой серии - что-то около 370 тысяч, количество стран, где Орешки регулярно появлялись в средствах массовой информации- 77, и даже приблизительно известна общая сумма гонораров - по разным оценкам от 700 миллионов до 1 миллиарда!


 


Эти сумасшедшие цифры не только от публикаций в газетах, это и воспроизведения Снуппи - любимой детьми собачки и других героев Орешков на майках, кружках, полотенцах и сарафанах...в рекламе, да - везде... Раскручивая Шульца и его непритязательные рисуночки, целый департамент синдиката King Features, с которым он был связан многолетними контрактами, доказал, что продать можно ВСЕ. Единственное, что требуется от карикатуры - она должна быть доступна для понимания (желательно на уровне детского сознания) и мила.


 


Положение Шульца было, есть и останется в американской карикатуре совершенно особым - конечно же, не из-за его мастерства художника, а из-за денег. В мире чистогана положение в социуме зависит не от того, какой ты художник по сравнению с Гойей, Дюрером, Домье...Топорм... Работает весьма популяпная аксиома - "Если ты такой умный - почему ты такой белный?!" Впрочем, эта сентенция начинает и у нас доминировать... А еще, помните? "Деньги не пахнут".


 


Мне довелось видеться с Шульцем в 1993 году в Бока Ратон, пригороде Майами -жилом массиве для выше среднего уровня класса, где на огромной площади в два гектара происходила закладка Первого камня в фундамент Музея Карикатуры. Конечно, поскольку дело происходило в Америке, то- самого-самого... самого большого, самого богатого, самого престижного музея, но пока - размещенного только в маленьком строительном вагончике. (В два этажа огромное здание музея было открыто в 1995 году).


 


На торжественные мероприятия 1993 года были приглашены все знаменитые американские карикатуристы. Среди них ничем не выделялся в своем поведении и скромный, красивый, бодрый и спортивный старичок Шульц - так же дурачился, веселился, пил и таскал с блюд всевозможных фуршетов куски заливной рыбы и мазал халявную икру на полбатона хлеба.


 



Но в Новый свет Джо "приехал не с этой шуткой", а с идей, давно вызревавшей в умах многих художников и только Джо реализованной наконец - издание специализированного журнала по проблемам карикатуры и парадоксального искусства.


 


Небогатый венгр вложил все свое состояние в этот роскошный журнал, вся его семья - жена и трое сыновей работали над изданием "Witty World". К 1993 году вышло около 14 номеров, где освещались все новости и проблемы международного движения в карикатуре. Журнал имел бы большой спрос в мире, если б не его цена - неподъемная для художников стран второго и третьего мира - 8-10 долларов за номер.


 


Джо делал все возможные акциии по продвижению журнала, но... почти без результата. Многие художники хотели бы получать регулярно журнал, но вот платить... это ж надо было переводить деньги в США, а и до сих пор эта процедура проблематична. Да и большие деньги...


 


Самая большая акция Джо и его журнала - проведение Международной выставки карикатуры в Будапеште в 1989 году. Толпы народа и толпы карикатуристов со всего мира - это был самый большой форум карикатуры за все ХХ столетие. Два парохода по Дунаю с бесплатной выпивкой, сплошные круглые столы и конференциии, симпозиумы по обмену опытом, по новой технике, по цензуре, по защите прав и авторского права...акции против плагиата, роскошные и доступные молодые мадьярки, королевский дворец с выставкой в Пеште, ночи напролет в беседах, спорах, знакомствах... пиво и водка рекой... Было впервые ощущение настоящего профессионального праздника и нужности тебя и твоей работы - сплошные интервью для ТВ, радио, газет - рушились Стены холодной войны и изоляции...


 


Но - это был краткий миг счастья. Будапешт не дал серьезного приращения тиража журнала. Джо все больше и больше сталкивался с денежной проблемой в издании. Единственным рынком, способным прокормить журнал оставалась Америка из-за огромных гонораров карикатуристов здесь. Огромных, конечно же, только по сравнению с остальным миром. Сто долларов - это обычный гонорар за рисунок в Америке, в то время как в какой-нибудь Индонезии это полугодовая зарплата.


 


А вот Америка не приняла журнал. По единствнной причине - Джо со своим европейским мышлением видел свой журнал форпостом философской карикатуры, карикатуры Хода, Приема, Гэка, а никак не изданием про политическую ежедневную карикатуру Америки, не журналом о искусстве комиксов.


 


В Америке обобщенной карикатурой занимаются 5, ну от силы десять человек, среди которых по-настоящему интересным (ну, напрмер - по моему счету...) только один - Бред Холланд (как-нибудь время придет - покажем его рисунки). Да и то - он в последние годы исчез со страниц центральной печати - занялся живопиью.


 


Если не принимать в расчет великого Сола Стейнберга -Бога в нашем деле при жизни - это явление хотя и существующее в американской культуре, тем не менее, абсолютно неестественное... (О Стейнберге потом, в следуюших выпусках).


 


А вот ежедневной, актуальной политической карикатурой занято около тысячи художников, причем многие из них на так называемых штатных должностях в редакциях газет - Трюдо,. Олифант, тот же Мак Нейли. Это первые имена. (У нас только Меринов и Богорад на ставках).


 


Да прибавьте сотни и сотни авторов комиксов - и больших, на несколько страниц, а то и книг, и - маленьких - strip cartoons - 4-6 картинок, где признанными лидерами Джим Девис со своим котом Картфильдом, Мел Лазарус, Серджио Арагонес, я уж не говорю о коллективах (меняющихся не одно деситилетие) авторов Супермена, Бетмена и других Пауков. И лидер продаж на этом поприще - Чарльз Шульц.


 


Джо Сабо пришлось по ходу дела менять в Америке профиль своего журнала - он стал все больше и больше освещать американскую тематику - Джо напечатал даже несколько хвалебных страниц о творчестве Шульца и о других богатеньких мастерах. Никаких результатов - никто не помогает. Общее, казалось бы, дело - журнал про вас, карикатуристов, но - нет, безразличной оказалась Америка.


 


И вот - счастливый случай свел Джо со всеми великими в одном месте. В Америке эти встречи, особенно вечеринки -parties - используются максимально продуктивно - не может быть и речи о том, чтоб кто-то нажрался там, валялся под столом, блевал в хозяйской ванной или с балкона... Ни-ни! Все используют шанс завязать нужные связи, знакомства, все готовятся заранее - к кому и как подойти вовремя, эдак, непринужденно, как равный с равным заговорить и незаметно свернуть на нужную тему...


 


Джо блестяще справился с задачей - он выцаганил у Шульца свидание-аудиенцию на следующий день. Джо был счастлив - Шульц, который совершенно не любит деловых контактов и общается только через своих агентов и менеджеров, согласился побеседовать в своем номере отеля о проблемах журнала Witty World. Немалую помощь оказал Джо и я - в ту пору был экзотической для Америки звездой советской политсатиры - гость Госдепартамента...


 


Джо имел право просить меня о помощи - вот уже несколько лет я исполнял в журнале функции соредактора по странам Восточной Европы.


 


На следующий день мы были в президентском номере у Шульца, который мило и с интересом нас выслушал. Говорил и жестикулировал, конечно же, больше Джо - это был его звездный час! Я только поддакивал о важности журнала и желательности помощи в размере 30-40 тысяч на благое дело - сущий пустяк для Шульца. Тем более, что Сабо клялся отдать обязательно эту сумму - вот, как только раскрутит журнал.


 


-Ну, что ж, - сказал Шульц,- убедили!


 


Звучало это по-американски весьма ободряюще - Well, well, well...


 


Великий и всемогущий Чарльз Шульц поднялся с кресла и удалился в соседнюю комнату - конечно же, за чековой книжкой!


 


Джо выдыхнул и сглотнул слюну: - А вдруг 50 даст!?


 


Старик медлил... И вот он вынес из спальни ...


 


Он вынес...


 


Джо и мне в подарок...


 


В его руках были две белые майки с собакой Снуппи!





Новости

27.08.12 Конкурс карикатуры от движения "Твой выбор"

01.01.12 Поздравление с Новым годом от Эфен Гай

01.01.12 Новые карикатуры Владимира Тихонова

20.03.11 Международный форум визуального юмора КАРИКАТУРУМ 6

20.03.11 Три новые карикатуры от Бауржана Избасарова

О карикатуре

02.04.09 Рисованные истории

23.03.09 Так что же такое карикатура?

20.03.09 Вячеслав Бибишев: "Пока есть новости и дураки, работа у карикатуристов всегда будет"

20.03.09 Михаил Златковский: "Я никогда не считал себя карикатуристом"

20.03.09 Выставка к 60-летию известного художника-карикатуриста Владимира Мочалова

Шаржи

20.03.09 Шаржи Херлуфа Бидструпа

20.03.09 Пожалуй, в шарже есть что-то привлекательное

20.03.09 Художник нарисовал шарж на Гуса Хиддинка

20.03.09 "Кремльфинансгруп": шарж на государство

20.03.09 Вражеский шарж

Коллекция карикатур

Политические Метро Армейские Знаменитости Автомобильные
Политические Метро Армейские Знаменитости Автомобильные
Медицинские Животные Экономика Спортивные Кризисные
Медицинские Животные Экономика Спортивные Кризисные
Барак Обама Курильщики Новый год    
Барак Обама Курильщики Новый год    
ARTRUSSIAN.COM - Топ 100 Яндекс цитирования